Система управления предприятием:

 

диагностика, обслуживание, развитие

  Главная    
  О консультировании    
  Услуги    
  Статьи    
  Отзывы клиентов    
  Контакты    
  Оформление заказа    
TreKo.RU. Консалтинг и тренинги Санкт-Петербурга и Москвы
Бизнес-обучение в России
  Бизнес-образование России    

КТО НАУЧИТ МЕНЕДЖЕРА, ИЛИ О РОЛИ
КОНСУЛЬТАНТОВ В ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА

Олег Кулагин

Экономика Петербурга и РФ испытывает острейшую потребность в квалифицированных руководителях высшего и среднего звена. В некоторых отраслях спрос на управленцев превышает предложение в несколько раз. Дефицит управленческих кадров становится реальным сдерживающим фактором в развитии отечественных компаний. Естественный выход из этой ситуации: обратиться за кадрами на рынок образовательных услуг. В настоящее время там представлены разнообразные программы обучения менеджменту: первое и второе высшее образование, программа MBA, программа «Менеджер высшей квалификации», краткосрочные курсы переподготовки. Однако качество образования в большинстве российских бизнес-школ и учебных центрах сегодня не удовлетворяет реальных потребностей практики. Людей все равно приходиться переучивать (или увольнять). Проблема в том, что собственники
и руководители предприятий хотят сразу найти готовых специалистов «на стороне». Но такая удача, скорее, исключение, чем правило. Альтернативный подход: при подборе и найме персонала на управленческие позиции оценивать не столько квалификацию кандидатов, сколько их мотивацию и профессиональный потенциал, а в дальнейшем «выращивать» управленческие кадры на своем предприятии. И делать это лучше не через традиционный рынок образования, что только отрывает людей от работы, а через обучение сотрудников внутри предприятия в процессе их повседневной деятельности и решения управленческих проблем. В организации и проведении такого обучения неоценимую помощь могут оказать тренингово-консалтинговые фирмы и консультанты по управлению.

Рынок управленческого консультирования в России существует уже более 15 лет, однако до сих пор четкого понимания того, для чего приглашать консультантов, среди руководителей предприятий пока не сложилось. Причины этого - неверные представления о том, что могут консультанты, когда имеет смысл их приглашать, как выбирать консультантов и каковы условия успешного сотрудничества с консультантами.

Главная задача консультантов - оказывать помощь клиентам в решении их управленческих проблем. Решить эту задачу можно тремя способами:

  • Найти проблему и предложить пути ее решения. Такой способ называется экспертным консультированием, когда консультанты сами выполняют всю работу по обнаружению и решению проблемы.


  • Помочь клиенту самому найти проблему и определить пути ее решения. В этом случае консультанты оказывают клиенту методическую поддержку и проходят вместе с ним весь путь от обнаружения
    до решения проблемы. Такой подход называется процессным консультированием, когда консультанты предлагают методы и осуществляют процесс решения проблемы.


  • Научить клиента, как находить и решать проблемы. Такой подход называется обучающим консультированием и применяется он для того, чтобы просто передать клиенту практические знания
    и методы, позволяющие ему отныне находить и решать свои проблемы самостоятельно. При этом подходе консультант не участвует в решении проблем, а только обучает клиента. Это могут быть семинары, тренинги, индивидуальные консультации.

На практике все три подхода обычно пересекаются и дополняют друг друга. Выбор того или иного подхода
к консультированию зависит от целей и ресурсов клиента: времени, денег, людей, знаний. Однако независимо от подхода ценность управленческого консультирования состоит не только в решении актуальных проблем, но и в обучении руководителей и сотрудников предприятия. Любой консалтинговый проект – это процесс обучения и развития. И чем сильнее персонал вовлечен в деятельность по решению проблемы и преобразованию организации, тем полезнее и весомее результаты этого процесса. В этом смысле наиболее эффективно процессное консультирование. Консультант задает методику, а сотрудники выступают как источники экспертных знаний и учатся в процессе решения проблемы. Независимо от содержания проекта, будь то: разработка стратегии, оптимизация бизнес-процессов, построение системы оценки
и мотивации, развитие корпоративной культуры и др., персонал организации активно вовлекается в эту работу и приобретает новые знания и навыки. Такой подход к обучению известен под названием «обучение действием». Более подробно о технологии обучения действием рассказывалось в предыдущем номере нашей газеты.

Если вы пользуетесь услугами консультантов по управлению или собираетесь ими воспользоваться,
то вы должны знать о том, что изложено в десяти заповедях клиента. Помните: консультирование приносит хорошие результаты, только если консультанты правильно оказывают услуги клиентам, а клиенты правильно пользуются их услугами.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ КЛИЕНТА

  1. Узнайте побольше о консультировании и консультантах.
  2. Определите вашу проблему и ищите новые возможности.
  3. Определите вашу цель.
  4. Выберите подходящего консультанта.
  5. Разработайте совместную программу.
  6. Активно сотрудничайте с консультантом.
  7. Привлекайте консультанта к реализации его предложений.
  8. Контролируйте выполнение задания.
  9. Оценивайте результаты и консультанта.
  10. Не забывайте о возможной зависимости от консультантов.

Наиболее тонкий и сложный вопрос: как выбрать подходящего консультанта? Это важная, но нелегкая задача. При этом вам потребуется определенная информация, эффективная процедура отбора, навыки оценки консультантов и терпение. Всегда присутствует определенная доля риска, но правильный подход
к отбору сведет этот риск к минимуму. Вы должны выбрать подходящего для вашей компании и для решения вашей проблемы консультанта. Вы с консультантом должны понимать друг друга, доверять друг другу
и, конечно же, с удовольствием вести совместную работу.

КАК ВЫБИРАТЬ КОНСУЛЬТАНТОВ?

  1. Отнеситесь к выбору консультанта очень серьезно.
  2. Тщательно изучите каждого претендента.
  3. Не доверяйте консультантам, которые заявляют, что они могут все.
  4. Изучите послужной список консультанта.
  5. Обращайте внимание на свидетельства о квалификации, сертификаты и рекомендации.
  6. Осторожно относитесь к консультантам, которые сразу соглашаются на ваше задание и не настаивают на предварительной диагностике проблемы.
  7. Никогда не давайте сложное и объемное задание незнакомым консультантам.
  8. Убедитесь, что вы выбираете не только консультационную фирму, но и конкретных консультантов.
  9. Удостоверьтесь, что выбранный вами консультант хорошо осведомлен о культуре вашего бизнеса.
  10. Если консультант заслужил ваше доверие, можете смело пользоваться его услугами и в дальнейшем.